Past Continuous в английском языке
Система английских времён для русскоязычного человека просто чудовищно раздута и непонятно зачем. Хотя, если разобраться, то эта система очень проста, понятна и логична. Сегодня мы разберёмся с одним из часто используемых английских времён: Past Continuous или прошедшее продолженное (прогрессивное) время.
Содержание
Два названия
Сразу выясним вопрос, почему названий два. Слово “continuous” [kənˈtɪnjuəs]
Эти два слова отлично характеризуют сферу использования этого времени.
Когда употребляют
Past Continuous используется для обозначения действий:
- которые происходили в определённый момент в прошлом. При этом не указано и не важно время начала и конца действия.
The monkey was eating bananas at 8 o’clock. – Обезьяна ела бананы в 8 часов.
В этом предложении обезьяна ела в 8 часов, но время начала и конца действия не известно.
- которые происходили (по-английски “in progress”, откуда и второе название времени), но были прерваны другим действием
The car was going along the street when the little boy ran with the ball. – Машина ехала по улице, когда маленький мальчик выбежал с мячом.
В примере машина ехала, но действие было прервано мальчиком.
- двух и более, происходящих параллельно в прошлом
The sun was shining while it was raining. – Солнце светило, в то время как шёл дождь.
Два одновременных действия: светило и шёл.
Сложные случаи:
- В книгах для создания бэкграунда, т.е. создания атмосферы, описания окружающей обстановки, до описания главных событий (хотя со школьной скамьи нам говорят, что для рассказов характерно использование прошедшего простого времени)
The birds were singing, the sun was shining and the clouds were floating lazily in the sky when the travelling of our heroes began. – Птицы пели, солнце сияло и облака лениво плыли по небу, когда путешествие наших героев началось.
- Когда мы говорим о привычках (которые нам не нравились, вызывали раздражение) человека в прошлом.
She was biting her lips as she didn’t know what to say. – Она кусала губы так как не знала, что сказать.
- Мы что-нибудь планировали, собирались сделать, но действие не совершилось.
Kevin was hoping to enter the university but he failed his exams. – Кевин надеялся поступить в университет, но провалил экзамены.
- Для обозначения действия, которое совершалось в какой-то промежуток времени в прошлом.
Fred got new skates for his birthday and was skating all evening. – Фред получил новые коньки на день рождения и катался на коньках весь вечер.
Образование времени
По правде говоря, образование времени не должно вызвать трудности, если вы знаете азы английских времён: группу простых времён.
Рассмотрим группу Continuous. Все времена этой группы будут выделяться глагольным окончанием -ing. Таких времён в английском языке шесть. Должен возникнуть логичный вопрос: как их тогда отличить? И здесь используется глагол-помощник to be в нужном времени.
Говоря о Past Continuous, мы уже знаем, что нужно поставить –ing к глаголу, значит помощник нужно поставить в Past. Глагол to be в Past Simple имеет две формы: was (с подлежащим в единственном числе) и were (с подлежащим во множественном числе).
Типы предложений
Как ведёт себя это время в разных типах предложений, мы рассмотрим в этом пункте.
Утвердительные предложения
He was printing documents at 6 o’clock yesterday. – Он печатал документы вчера в 6 часов.
Отрицательные предложения
My friend was not learning English words with me for 2 hours. – Мой друг не учил со мной английские слова 2 часа.
Другими словами, мы должны поставить отрицательную частица после глагола-помощника.
Разговорная речь стремится к экономии времени, используя сокращённую формы:
was not [wɒz nɒt] → wasn’t [ˈwɒznt]
were not [wɜː nɒt] → weren’t [wɜːnt].
Общий вопрос
Хотите убедиться в информации и получить ответ «Да» или «Нет», учитесь строить этот вопрос: помощник переносим в начало предложения.
Were they swimming in the river when it rained? – Они плавали в реке, когда пошёл дождь?
Альтернативный вопрос
Нужно добавить or (или) + слово-альтернативу к любому члену предложения
Альтернативный вопрос отличается от общего тем, что мы предоставляем выбор отвечающему.
Was Greg reading or playing table tennis while Megan was learning a poem by heart? – Грег читал или играл в настольный теннис, в то время как Меган учила стихотворение наизусть?
Специальный вопрос
При запросе специальной информации, необходимо уметь строить специальный вопрос. Мы можем уточнить с помощью таких вопросов что, где, когда, почему и как происходило.
Why was she crying when I saw her? – Почему она плакала, когда я видел её.
Вопрос к подлежащему
Не забывайте правильно выбирать: what – для неодушевлённых предметов, who – для людей.
What was ringing when I slept? – Что звонило, когда я спал?
Обратите внимание на глагол-помощник! В этом вопросе используется только was.
Разделительный вопрос
Этот тип вопроса пригодится, если вы хотите переспросить собеседника или просто для поддержания разговора.
Частица not может стоять в предложении только один раз. Если она есть в первой части, то в «хвостике» её ставить нельзя.
Jack was waiting for his friends at the café, wasn’t he? – Джек ждал друзей около кафе, не так ли?
Правила написания
В английском языке к глаголам могут добавляться ed/ing/s, в отличие от русского языка, где множество окончаний для склонения глагола. Многие расслабляются, узнав этот приятный факт, но всегда надо помнить о некоторых изменениях, происходящих с глаголами.
При добавлении -ing:
- конечная буква e → убирается (smile – smiling, но see – seeing);
- при кратком ударном слоге, в котором гласная стоит между двумя согласными, конечную согласную надо удвоить (skip – skipping);
- конечные ie исчезают → пишется y (lie – lying);
- конечная l → удваивается (travel – travelling).
Маркёры
Если вы встретите одно из следующих обстоятельств времени или союзов в предложении, то возможно в нём нужно поставить прошедшее длительное время.
while | в то время как (соединяет два простых предложения.В двух частях используется прошедшее длительное время) |
when | когда (одно действие прервано другим. В главном предложении используется прошедшее длительное, а в придаточном после when прошедшее простое) |
as | когда, в то время как (тоже, что и just as) |
all morning/evening/day/night | всё утро/ весь вечер/весь день/всю ночь |
Сравнение времён
Past Simple | Past Continuous | Past Perfect | |
---|---|---|---|
функция |
|
|
|
маркёры | - yesterday - last - ago - then - just now - when - in 1993 | - while - when - as - all day | - for - since - after - just - never - before - by the time |
пример | Ben worked in the office. Бен работал в офисе. (использовано прошедшее простое, значит действие закончено и Бен больше не работает в офисе) | Ben was working in the office when I started working there too. Бен работал в офисе когда я начал там работать тоже. (т.е. два действия и первое длительное действие было прервано вторым, в тот момент Бен работал) | Ben looked tired, as he had worked hard before we came. Бен выглядел уставшим, так как он усердно работал до того, как мы пришли. (действие «работал» было до того как кто-то пришёл, и есть результат «выглядел уставшим») |
Глаголы, не употребляемые в Past Continuous
Изучающему язык необходимо знать глаголы, не употребляющиеся в группе времён Continuous.
Таких глаголов 4 группы:
Выражающие отношение | - like - love - dislike - hate - prefer - adore | - нравится - любить - не нравится - ненавидеть - предпочитать - обожать |
Чувственного восприятия | - see - hear - smell - taste - feel - sound | - видеть - слышать - чувствовать запах, чуять; обонять - попробовать (на вкус), иметь вкус - чувствовать (на ощупь) - звучать |
Осознания, понимания | - know - believe - understand - realise - forget - think | - знать - верить - понимать - понимать, представлять себе - забывать - думать |
Другие | - be - belong - need - want - wish - owe - и др. | - быть - принадлежать - нуждаться - хотеть - желать - задолжать |
I see a running dog. – Я вижу бегущую собаку.
Некоторые могут возразить, что видели некоторые глаголы с -ing. В этом случае, значение слов меняется. Например,
I am seeing my doctor tomorrow. – Я увижусь с доктором завтра. (значение «встречусь»)
Тест
В заключение предлагаем пройти тест на закрепление изученного материала.