Зуд незаконченного дела или как использовать эффект Зейгарник в учебе

Эффект Зейгарник в учебе

Один из эффектов в психологии, объясняющий свойство человеческой памяти, назван в честь советского психолога Блюмы Зейгарник. Ее открытие имеет практическое значение для процесса обучения.

Как был открыт эффект Зейгарник?

Научное открытие произошло случайно, во время обеда в кафе. Блюма Зейгарник находилась там вместе с преподавателями и студентами. Она обратила внимание на официанта, который принял большой заказ, но не записал его. Когда он принес заказанные блюда и напитки, не допустив ни одной ошибки, она поинтересовалась у него, помнит ли он, что заказывали посетители за соседним столиком. Как оказалось, он не помнил заказанные блюда.

Блюма Зейгарник предположила, что люди лучше помнят незавершенные дела, а после их окончания забывают.

Чтобы проверить гипотезу, провели несколько экспериментов. Их суть заключалась в том, что двум группам участников предложили выполнить задание на мышление. Потом одной группе давали возможность завершить выполнение, а другой говорили, что время вышло, когда задания не были окончены. За этим следовала самая важная часть эксперимента — спустя несколько суток участников опрашивали, помнят ли они содержание заданий. Результаты показали, что участники, которых прервали во время выполнения заданий, помнили их лучше, чем те, кто выполнил их до конца.

Эти данные подтвердили гипотезу Блюмы Зейгарник. Она объяснила результаты проведенного исследования тем, что при необходимости выполнить какое-то задание у человека возникает определенное напряжение, которое не уходит, пока дело не будет закончено. Поэтому после выполнения задания вместе со снижением концентрации ослабевают и процессы памяти, которые были связаны с этим делом. А если по каким-либо причинам дело не завершено, то человек лучше помнит связанные с ним детали. Это свойство памяти и получило название «эффект Зейгарник».

Следствия эффекта Зейгарник в повседневной жизни

Свойство психики, названное эффектом Зейгарник, имеет проявления в обычной жизни.

Незаконченные дела часто не дают людям покоя, имея свойства постоянно всплывать в памяти. Это постоянное присутствие в памяти информации о несделанных вещах вызывает напряжение, поэтому после завершения дел возникает приятное чувство удовлетворения и облегчения.

Из-за эффекта Зейгарник выученный материал после сдачи экзамена вспоминается хуже, а иногда и забывается вовсе. Художественные произведения с открытым финалом производят больше впечатления. Мозг имеет свойство неоднократно возвращаться к неопределенной концовке книги или фильма.

По этой же причине мучительными бывают воспоминания о незавершенных отношениях или незаконченном споре. Людям сложнее перестать переживать о ситуации, которую они не завершили для себя, — на этом эффекте основан один из приемов в психотерапии.

Применение эффекта Зейгарник в учебной деятельности

Открытие Блюмы Зейгарник описывает процесс запоминания, поэтому его следует учитывать во время обучения. Есть несколько способов, как использовать эффект Зейгарник в учебе с максимальной пользой:

  1. Не использовать понятие «пройденный материал». Такое восприятие изученной темы дает установку, что к ней нет необходимости возвращаться, а это приводит к забыванию информации.
  2. Не изучать объемную тему за один раз. Лекторам не следует завершать урок на окончании темы. Если на следующем занятии продолжить начатую ранее тему, ученики лучше запоминают материал предыдущей лекции.
  3. Сложные темы, такие как, например, время Present Perfect в английском языке, эффективнее изучать не за несколько уроков подряд, а периодически возвращаться к материалу в течение нескольких лет. Для лучшего запоминания нужно сообщать учащимся, что пройдена только часть темы, и она еще будет встречаться в дальнейшем изучении. По такому принципу выстроена программа в качественных учебниках иностранных языков.
  4. Даже если есть уверенность в материале, выученном накануне вечером, не будет лишним повторить его следующим утром. Так информация лучше отложится в памяти.

Эффект Зейгарник подтверждает мысль, что изучение чего-то происходит на протяжении всей жизни. Знания в любой сфере полезно периодически обновлять, вместо того чтобы не возвращаться к информации после ее изучения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: