Перейти к содержимому
4LANG.ru - Изучение иностранных языков
Надежда

Оценки мотивируют ребенка?

Recommended Posts

У нас на курсах введена система обучения без оценок. Идея в том, что мы не пугаем детей двойками, как в школе, а значит им нечего бояться ходить на занятия, и таким образом приток именно к нам в центр должен быть больше. Но на практике идея проваливается. Оценки нужны не только детям, но и их родителям. Результаты тестов им абсолютно ни о чем не говорят. В конце урока дети подходят со специально заведенными дневниками к преподавателю и просят оценки, чтобы родителям показать свою успеваемость. Мы пробовали ввести другие оценки, не такие как в школе, устраивали выборы мега-мозга и прочих титулованных особ - бесполезно, ничто не сравнится с оценкой по пятибалльной системе, причем за пятерку они готовы весь урок работать не покладая рук и ручек...В итоге, теперь преподаватели ведут "подпольные" журналы с оценками - для родителей, заводят дневники для детей, плюс отдельная отчетность для руководства. Получается, что наши дети настолько зависимы от оценок? Почему другая мотивация не срабатывает настолько эффективно? Как вы оцениваете знания своих учеников вне школы?

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На курсы, в отличие от школы, ходят те дети, которым иностранный язык нужен. Соответственно, они не будут бездельничать, а стараться, трудиться, и, конечно же, им хочется похвастаться своими успехами в изучении языка перед родителями. А чем же хвастаться? Оценками конечно! Поэтому оценки и мотивируют ребенка.

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это такой хороший вопрос. Я со своими студентами в рамках темы «Школа» (на занятиях по немецкому языку) рассматриваю вопросы: Оценки. Мотивация. Нужны ли оценки в школе? Какая система баллов была бы наиболее оптимальной? Есть подходящая к этой дискуссии фраза (не знаю, кто сказал, но хорошо сказал J) : «Что не измеряется, -- то не делается». По-моему, она объясняет суть сильной мотивации оценкой.

История оценивания знаний при помощи отметок настолько долгая, что большинство учеников (родителей и учителей) уже и не представляют себе другую более сильную мотивацию, чем отметки/оценки. Есть, конечно, небольшой процент людей, которые замотивированы на учебу какими-то другими, более глубокими стимулами, но таких сознательных с детства --  единицы. Опять же, с точки зрения контроля со стороны родителей нет ничего удобнее старых добрых пятерок и четверок (ну, и т.д. J). Педагоги-новаторы не раз выступали с идеей обучения без оценок, у кого-то эксперименты оказывались более-менее удачными, но, в целом, идея не получила серьезного распространения.

  • Upvote 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@pro100kris, не всегда на курсы приходят дети, которым английский нравится и нужен.  Очень часто он больше нужен их родителям. А учителя потом мучаются с такими "немотивированными" детьми, потому что порой на них не действуют ни оценки, ни попытки заинтересовать самими уроками. Но тем не менее, перед двойкой дрогнет сердце даже самого закоренелого лентяя, а вот напугать проваленным тестом его вряд ли удастся. Получается, что оценка - это и кнут, и пряник? И ничто другое с ней по силе не сравнится?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Украине, когда перешли на 12-ти бальную систему, родители спрашивали и спрашивают до сих пор детей: "Сколько получил: два или пять?" Это я к тому, что глубоко в сознании людей засела оценочная система. С другой стороны, родители, которые хотят узнать уровень знаний своего ребенка, жаждут услышать это в оценке "1" - "5". Для педагога, по-моему, не должно быть проблем, это даже упрощает общение с родителями. Назовите оценку, а уже потом аргументируйте, расскажите о тестах и т.д. Не стоит забывать,  что дети и родители потом сравнивают Вашу оценку с оценкой в школе и хотят видеть результат.  

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хорошие оценки мотивируют ребенка, а вот плохие... Лично для меня, это большой вопрос? Не раз сталкивалась на практике со следующей проблемой. Подбегают дети и просят, а поставьте нам оценки. И начинается процесс их выставления: "Тебе 5, ты сегодня умничка, а ты заработала 4, чуть больше усилий и будет тоже отлично". (Девчонки - лучшие подружки, а соревнование между ними все же есть, пусть детское, в плане оценок, но присутствует). Смотрю, глазки у второй потухли тут-же, расстроилась. Но по справедливости - оценка заслуженная.

Каждый ребенок индивидуален, естественно оценки могут быть восприняты по-разному. Дорогие преподаватели, вопрос к Вам, разве не было на практике - оценка хорошая (за нее родители пообещали купить новый футбольный мяч, например) - мчатся на "крыльях ветра", а если 3, то как будто бы и забывают принести волшебный дневник. Разве плохая оценка не повлияет на мотивацию ребенка? Конечно, один будет стараться ее исправить, а второй может потерять интерес к занятиям. Вот в этом и отличаются дополнительные занятия от уроков в школе. Наша задача, не только дать знания, но и поддерживать мотивацию для дальнейшего обучения. Думаю, вопрос оценок еще долгое время будет вызывать много дискуссий.

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если говорить о мотивации, то не забывайте, что оценка - не единственная мотивация для детей, чтобы они учились лучше, с большим интересом. Интерес вызывает хорошо выстроенный урок, на котором не скучно, не уныло, время проходит быстро, потому что дети заняты познанием. А оценка - это как знак, насколько качественно выполнена их работа, как письменно, так и устно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Julia, смысл школьных оценок как раз в том, что они действуют на контрасте: не было бы двоек и пятерки бы не ценились. Я своим ученикам на курсах плохие оценки не ставлю. Всегда даю возможность переделать, доработать, даже тесты по желанию могу дать переписать на хорошую оценку. А за работу на уроке даю баллы, жетончики, смайлики или еще всякие-разные самодельные придумки. А потом такие накопленные баллы меняю уже на пятерки или четверки в дневники. А вот в школе пробовала такую же систему ввести - не пошло. Дорабатывать и исправлять ошибки добровольно  мало желающих, а вот когда светит неуд в четверти, то начинается хоть какое-то шевеление.

  • Upvote 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самым маленьким ученикам я оценок не ставлю вообще. Да и вряд ли ребенок возрастом 4- 5 лет, может серьезно их воспринимать. Вместо этого каждому вновь прибывшему учащемуся вручаю журнальчик для вклеивания наклеек. За старания на уроке они получают свои волшебные наклеечки. Такая система поощрения пришлась им по душе, между собой они соревнуются, у кого больше. Старшим - это не подходит, интересы меняются. Вот здесь, как раз и приходят на помощь такие знакомые нам оценки. Но процесс их выставления, действительно, должен носить некий креативный подход, не такой простой как в школе. Это должен быть некий ритуал, чтобы подтолкнуть детей к более эффективной работе.

  • Upvote 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Надежда, оценки сами по себе - это не способ мотивации для ребенка (согласен с @Melena, мотивирует учитель, а не оценка  :D ), а показатель уровня усвоения программного материала, что важно не столько для ребенка, сколько для его родителей. У нас в школах отменили оценивание для первых классов. Это катастрофа: родители и дети дезориентированы, они не могут самостоятельно определить уровень знаний ребенка и, соответственно, уделять больше внимания каким-то предметам при необходимости. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Alexa,вы никогда не замечали, как дети стараются, чтобы заполучить пятерку в дневник? Разве это не является неким способом мотивации? Если спросить ребенка, зачем он выполняет домашнее задание, то в 90 % случаев он скажет "чтобы не получить двойку", а не "чтобы получить знания". Я уже писала, что у нас на курсах нет стандартной системы оценивания, как раз таки чтобы не делать оценку единственной мотивацией ребенка. Но практика показывает, что оценки им необходимы как воздух. Вопрос: почему?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Совершенно верно.  Почему дети так радуются пятеркам и совсем не рады двойкам? Из-за того, что они осознают, что у них высокий уровень знаний в первом случае и они не приложили достаточно усилий во втором?  Или из-за того, что за пятерки их обычно хвалят, а за двойки - ругают?   

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Alexa, вы считаете, что оценка показывает реальные знания ученика? Я считаю, что не всегда. В своей практике я встречала отличников-зубрил, которые не могли ничего сообразить, выведи ты их хоть на миллиметр от заданной темы. И наоборот, некоторые дети со слабыми оценками отличаются отличным умом и сообразительностью. В оценке к тому же есть доля субъективности, а это значит, что учитель может из принципа занижать оценки. Например, такое было со мной. Учитель по английскому языку в школе ставил мне четверки, объясняя это тем, что я мало стараюсь. Хотя по всем проверкам у меня выходила пятерка. Таким образом он хотел мне мотивацию поднять, а на самом деле наоборот ее снизил.Мне вообще не хотелось ничего делать, потому что я знала, что выше четверки мне не поставят.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На самом деле и с оценками все индивидуально. Есть дети, которых двойки мотивируют, а кого-то -- только пятёрки. я имею в виду, кому-то двойку поставишь (заслуженную, конечно) -- он работать начинает, хочет исправиться. Другой же, получив двойку, психует и делать ничего не хочет...

  • Upvote 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На самом деле и с оценками все индивидуально. Есть дети, которых двойки мотивируют, а кого-то -- только пятёрки. я имею в виду, кому-то двойку поставишь (заслуженную, конечно) -- он работать начинает, хочет исправиться. Другой же, получив двойку, психует и делать ничего не хочет..

Еще хуже бывает, когда мотивация падает из-за полученной по заслугам 4 вместо 5 и вместо того, чтобы дальше работать ребенок руки опускает. Многое от ребенка зависит, кому-то 4+ мотивация, кому-то 5-. Система оценивания годами вдалбливалась в мозг родителей и ее трудно искоренить, а они уж своим детям ее..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Плохие оценки, в частности выделение ошибок в тексте красным - учит детей заострять свое внимание Только на негативном. Поэтому в будущем им сложно найти положительные моменты в любой сфере, проще негативные.  Соответственно, наряду с замечаниями, стараюсь подчеркнуть позитивное. Думаю, суровое 2 в дневнике заставит бояться больше, чем вызовет желание учить. Сужу по себе. Если бы оценки выставлял компьютер, например - было бы не так обидно, а так плохая оценка дает восприятие - учитель думает, что я плохой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Буквально сегодня на уроке состоялся разговор на тему оценок с одной моей ученицей-девятиклассницей. Круглая отличница в школе, заканчивает музыкалку, занимается танцами, пять лет уже учит китайский и и семь лет ходит к нам на дополнительный английский. Мне она всегда казалась глубоко мотивированным ребенком в плане учебы. А сегодня беседовали на тему жизненных приоритетов. Попросила рассказать, что у кого на первом-втором-третьем месте по степени важности. У большинства учеников было примерно так: 1-семья, 2-учеба, 3-друзья и дальше личные интересы плюс кошечки-собачки. А у этой девочки в списке приоритетов учебы вообще не оказалось. Меня это заинтересовало, начала расспрашивать. На самом деле ребенок учится не для себя, а для родителей. Из всего списка ее занятости, по настоящему радость доставляют только танцы. Плохие оценки ей получать запрещено. А плохие, в понимании ее родителей - это даже четверки!!! Поэтому когда она получает четверку в школе, она скрывает это от родителей и пересдает, исправляет на пятерку. Иначе накажут. Какие уж там способы наказания в семье существуют - я выяснять не стала, меньше знаешь - крепче спишь. Мне на следующей недели сертификат ей выписывать с оценками, хотела по грамматике и письму четверки поставить. А теперь вот думаю, а вдруг лишат ребенка образовательной поездки в Китай из-за моих четверок. Если честно, очень жаль ее. Жить в постоянном страхе получить четверку - врагу не пожелаешь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

×